Альтруизм и эгоизм — две стороны одной медали

Альтруизм и эгоизм — две стороны одной медали

Альтруизм – это понятие, которое во многом схоже с самоотверженностью, когда человек проявляет бескорыстную заботу о благополучии других людей.

По сути, альтруистическое поведение являет собой прямую противоположность эгоизму, а в психологии также рассматривается в качестве синонима просоциального поведения.

Но понятия альтруизм и эгоизм не настолько неразделимы, ведь они оба являются сторонами одной медали.

В психологии альтруизм определяется как социальный феномен, а впервые этот термин был сформирован Франсуа Ксавье Контом – основоположником социологии. В его трактовке альтруизм подразумевал жизнь ради других, с течением времени понимание данного понятия не претерпело существенных изменений.

Однако подобный принцип морального поведения не всегда становится выражением бескорыстной любви к ближнему. Психологи замечают, что часто альтруистические побуждения возникают из желания быть признанным в той или иной сфере.

Отличие альтруизма от любви состоит в том, что объектом здесь становится не какой-то конкретный индивид.

В работах многих философов можно увидеть обоснование альтруизма жалостью как естественного проявления человеческой природы. В социуме альтруистическое поведение может принести и определенную выгоду, выражающуюся, например, в повышении репутации.

Основные теории

На сегодняшний день существует три основные теории альтруизма. Первая из них связана с эволюцией и базируется на мнении, что альтруистические побуждения изначально запрограммированы в живых существах и способствуют сохранению генотипа.

Теория социального обмена рассматривает проявления альтруизма в качестве формы глубинного эгоизма, так как, по мнению сторонников этой теории, делая что-то для других, человек все же просчитывает и собственную выгоду.

Теория социальных норм выстраивается на принципах взаимности и социальной ответственности.

Конечно, истинную природу альтруизма достоверно и развернуто не объясняет ни одна из выдвинутых теорий, возможно потому, что такое явление должно рассматриваться не в научной, а духовной плоскости.

Формы

Если рассматривать труды философов и психологов, альтруизм может являться моральным, осмысленным, нормативным, но также и патологическим. В соответствии с вышеописанными теориями также можно выделить следующие виды альтруизма:

  • Нравственный. В качестве примера нравственных альтруистов могут служить волонтеры, ухаживающие за тяжело больными людьми или бездомными животными. Проявляя бескорыстную заботу об окружающих, человек удовлетворяет собственные духовные потребности и достигает ощущения внутреннего комфорта;
  • Родительский. Бескорыстно-жертвенное отношение к детям, которое часто принимает иррациональный характер, выражается в готовности отдать буквально все ради ребенка;
  • Сочувственный. Сопереживая людям, попавшим в трудные обстоятельства, человек как бы проецирует эту ситуацию на себя, при этом помощь всегда конкретна и на нацелена на определенный результат;
  • Демонстративный. В этом случае общепринятые нормы поведения выполняются автоматически, потому что «так принято»;
  • социумный или парохиальный альтруизм. Распространяется только на определенное окружение, например, семью, соседей, коллег по работе. Парохиальный альтруизм. Способствует поддержанию комфорта в группе, но нередко делает альтруиста объектом манипуляций.

Проявления в жизни

Чтобы приблизиться к пониманию настоящего альтруизма, можно рассмотреть примеры из жизни. Солдат, закрывающий своим телом товарища во время боевых действий, жена запойного алкоголика, не просто терпящая мужа, но и стремящаяся помочь ему, многодетные матери, не находящие времени для себя – все это образцы альтруистического поведения.

В повседневной жизни каждого человека проявления альтруизма также имеют место быть, выражаясь, например, следующим образом:

  • семейные отношения. Даже в нормальной семье проявления альтруизма являются неотъемлемой частью крепких отношений между супругами и их детьми;
  • подарки. В какой-то степени это также можно назвать альтруизмом, хотя иногда подарки могут преподноситься и не совсем в бескорыстных целях;
  • участие в благотворительности. Яркий пример бескорыстной заботы о благополучии нуждающихся в помощи людей;
  • наставничество. Альтруизм нередко проявляется в том, что более опытные люди обучают других, например, своих менее опытных коллег по работе и т.д.

В литературе также можно найти несколько ярких примеров. Так, образцы альтруистического поведения описал Максим Горький в своем произведении «Старуха Изергиль», в той части, где герой Данко сумел вывести племя из гиблого леса, вырвав из груди собственное сердце и осветив им дорогу страдающим людям, вынужденным пробираться через бесконечные дебри.

Это и есть пример бескорыстия, настоящего альтруизма, когда герой отдает свою жизнь, не получая ничего взамен. Что интересно, Горький в своем произведении показал не только положительные стороны такого альтруистического поведения. Альтруизм всегда сопряжен с отказом от собственных интересов, но в повседневной жизни такие подвиги не всегда уместны.

Довольно часто люди неверно понимают определение альтруизма, путая это понятие с милосердием или филантропией. Альтруистическому поведению обычно присущи следующие особенности:

  • чувство ответственности. Альтруист всегда готов отвечать за последствия своих поступков;
  • бескорыстие. Альтруисты не ищут личной выгоды от своих действий;
  • жертвенность. Человек готов понести определенные материальные, временные, интеллектуальные и прочие затраты;
  • свобода выбора. Альтруистические действия всегда являются личным выбором человека;
  • приоритетность. Альтруист ставит интересы окружающих на первое место, нередко забывая о собственных;
  • чувство удовлетворения. Жертвуя собственными ресурсами, альтруисты не ощущают себя в чем-то обделенными или ущемленными.

Альтруизм во многом помогает раскрыть потенциал личности, ведь человек может сделать для других людей гораздо больше, чем для самого себя.

В психологии даже распространено мнение, что альтруистическая натура чувствуют себя гораздо более счастливыми, нежели эгоисты.

Однако в чистом виде такое явление практически не встречается, поэтому многие личности вполне гармонично сочетают в себе и альтруизм, и эгоизм.

Что интересно, существуют некоторые различия между проявлениями альтруизма у женщин и мужчин. Первые обычно склонны показывать долгосрочное поведение, к примеру, заботясь о близких. Мужчины чаще склонны совершать единичные поступки, нередко нарушая общепринятые социальные нормы.

Когда речь идет о патологии

К сожалению, альтруизм далеко не всегда является вариантом нормы.

Если человек проявляет сострадание к другим в болезненной форме, страдает бредом самообвинения, старается оказать помощь, которая на деле приносит только вред, речь идет о так называемом патологическом альтруизме.

Такое состояние требует наблюдения и лечения у психотерапевта, так как патология может иметь весьма серьезные проявления и последствия, в том числе, альтруистическое самоубийство.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/altruizm.html

Альтруизм и эгоизм: две стороны одной медали

Называя человека или его поступок эгоистичным, мы всегда вкладываем в эти слова все наше недовольство и критическое суждение. С детства нас учат и воспитывают так, чтобы мы считались с чужими чувствами и эмоциями, помогали ближним. Эти установки нам необходимы для «мирной» жизни в социуме.  Альтруизм и эгоизм – полярные понятия… или нет?  Давайте разбираться в этом непростом  вопросе.

Действительно ли мы должны искоренять из себя эгоизм и взращивать альтруизм? Ведь “Эго” – это наша часть, часть человеческой природы.  В борьбе с этим “пороком” и нежеланием с ним мириться, люди пытались доказать, что в человеке преобладает альтруистическое начало, как полная противоположность эгоистическому.

Одной из попыток было наблюдение за поведением новорожденных, а именно анализ мотивов, побуждающих грудных детей плакать, услышав плач другого малыша. Сторонники альтруистического начала говорили, что таким образом ребёнок помогает позвать на помощь и привлечь внимание взрослых.

Но если задуматься, то в таком поведении малышей можно отметить и эгоистические мотивы: привлечь внимание к себе, чтобы оно не концентрировалось только вокруг одного ребёнка; выразить своё недовольство своим крикливым соседом; подать сигнал взрослым о возможной опасности.

Сторонники эгоистической концепции считают, что любой плач младенца можно рассматривать как заботу о собственных интересах, если не доказано обратное. Тогда, откуда берётся альтруизм? Почему люди готовы на добрые и бескорыстные поступки ради других?

Альтруизм и эгоизм – два этих начала могут оказаться гораздо ближе друг к другу, чем мы полагаем. Альтруизм – это более сложная, если так можно выразиться, благородная форма проявления эгоизма. Человек, помогая бедным и несчастным, чувствует удовлетворенность от проявления своих добрых чувств.

Некоторым, например, необходимо общественное признание, известность, и проявление альтруизма может здесь хорошо сработать. Также очень часто люди используют вынужденный альтруизм, пренебрегают своими сиюминутными желаниями и потребностями, помогая другим ради достижения собственного душевого спокойствия, удовлетворения и счастья в будущем.

В таком случае, эгоизм не может рассматриваться только как человеческий порок. Иногда мы путаем его с глупостью, недальновидностью или нездоровым эгоизмом, проистекающим из психических отклонений.

Человеческое “эго” лежит в основе наших желаний, стремлений сделать все возможное для себя, для мира, который нас окружает, а значит и для других.

Поэтому эгоизм и альтруизм – это не два антагониста, а скорее два “брата”, идущие рука об руку.

Источник: http://ladysovety.ru/altruizm-i-egoizm-dve-storony-odnoj-medali/

Альтруизм и эгоизм

Здравствуйте, дорогие читатели!

А вы знаете, как альтруизм губит миллионы людей? Если не знаете, то я объясню. Читайте статью и поймёте.

Впервые понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Это понятие характеризует бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.

Согласно Конту, альтруизм противоположен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат, одним словом он живёт для других.

Есть много примеров, когда одни люди дают другим много энергии, внимания, заботы и так далее. Да, они помогают всем!…. Кроме себя!

Безусловно, альтруисты хорошие люди, но бедные и несчастные. Все кому не лень пользуются их добротой. Они помогают людям и в качестве благодарности не получают даже элементарного «Спасибо».

Часто происходит в жизни так, что мы из добрых намерений помогаем другим, жертвуя собой. А потом удивляемся, почему мы не можем осуществлять свои мечты, и достигать свои цели? Да все потому, что мы свою энергию, своё время пустили в другое русло. Силы и средства тратим на других, но не на себя, не на свои желания. В результате становимся неудачниками, или как говориться – впролёте.

Почему многие люди стали несчастными альтруистами?

Вспомните, чему вас учили в школе? Чему вас учили родители? Наверное, учили тому, что сначала надо подумать о других, а потом о себе! Учили помогать ближнему, заботиться о нём. Интересы общества ставили выше своих интересов. Ничего страшного в этом не было, помогать надо.

Но некоторые «ближние» просто бесцеремонно пользовались нашей помощью, тратили на себя наше время и ресурсы. Со временем расширялся круг друзей-халявщиков, желающих решить свои проблемы за наш счет, паразитируя на наших ресурсах, а на удовлетворения «интересов общества» уходило здоровье, время и силы.

Понятное дело, что на себя, на свои интересы и потребности ничего не оставалось.

Люди-альтруисты склонны к жертвенности то, есть они жертвуют собой ради другого. Это называется не любовь к себе! А нелюбовь к себе перекрывает жизненную энергию, денежный поток! Если человек не любит себя, то и другие его любить не будут. Отсюда проблемы в отношениях с противоположным полом, проблемы в семье.

Одна из причин, почему портятся отношения между мужем и женой в том, что женщина любит мужчину, больше чем себя, а если женщина любит ребенка больше, чем мужа и больше, чем себя — это вообще может привести к краху отношений.

В настоящем мире, чтоб быть счастливым и успешным работает противоположное правило: «сначала позаботься о себе, а потом думай об остальных».

Немного об эгоизме

Альтруизм и эгоизм – два противоположных нравственных качества, две стороны одной медали. Чтобы стать успешным, счастливым и богатым, нужно сменить альтруизм на эгоизм. Я понимаю, что для некоторых людей еще «старой закалки» это может звучать, как оскорбление, но обо всём по порядку.

Эгоистичные люди добиваются в жизни большего! А все, потому что мотивация «для себя» гораздо сильнее мотивации «для других». Так устроено природой, а человек часть природы.

Только вот 100% эгоизм это уже другая крайность, и очень даже совсем не хорошая. Да, такой человек, может быть, будет богат, но он не будет счастлив, он будет одинок, заброшен и вскоре забыт всеми.

Читайте также:  Рыбий жир помогает справиться со стрессом

Самовлюблённые и самодовольные «нарциссы» вызывают всеобщее отвращение.

Я ни в коем случае, не советую стать 100% эгоистом. Я говорю о том, чтоб на первое место поставить себя, свои цели и желания! Быть 100% эгоистом и «я на первом месте» — это две большие разницы. Я бы предложил для счастья, успеха и богатства соотношение эгоизма/альтруизма 80/20, где 80% — эгоизм, а 20% — альтруизм.

Любите себя! Цените себя! Вы и только вы — творцы в своей жизни! Вы — главный человек в своей жизни. Если в Жизни вас «не будет», все остальное для вас не будет иметь никакого значения.

Когда вы сделаете счастливыми себя, вы сделаете счастливой свою семью, в том числе своих детей. Дети будут брать с вас пример. Ваша семья будет излучать счастье на другие семьи, которые также поверят в счастье.

А затем и другие поверят, и так цепная реакция пойдет по миру.

Отвечаем отказом

Коллеги, друзья и знакомые часто обращаются к вам с личными просьбами? Не можете им ответить отказом? Происходит это по самым разным причинам, но главная из них заключена в том, что вы просто не умеете говорить слово «нет»!

Нравится вам такая жизнь? Или же чаша терпения переполнилась и пора сказать всем просителям: «нет!»? Вы можете продолжать делать чужую работу, страдать от этого, или же остановиться и начать жить для себя! Хватит наступать себе на горло и делать то, что не хочется, ущемляя свои желания и интересы! Давно хотели измениться, но все не получается? Причины могут быть следующими:

  • Боитесь показаться грубым, вас же учили быть добрым и отзывчивым;
  • При отказе возникает чувство вины, не хотите обежать человека отказом;
  • Не хватает уверенности в себе, что бы отказать;
  • Хотите всем понравиться, быть хорошим для всех;
  • Не хотите показаться некомпетентным, к вам же обращаются как к специалисту или человеку, который может всё;
  • Избегаете конфликта, не хотите ссориться с родными, близкими, друзьями и коллегами.

Если вы стараетесь быть хорошим для всех, всем угождать, всех радовать, то вы скоро возненавидите самого себя!!!

Какой бы ни была ваша личная причина, вы внутренне страдаете от этого, а если так, значит, срочно надо учиться говорить «НЕТ»!

Магия слова НЕТ, заключается в следующем: когда мы говорим кому то «Нет!», мы на самом деле говорим себе «Да!». Да! Нашим желаниям, целям, мечтам и планам! Чтобы уверенно сказать «нет» нужно пройти три простых шага:

1 Шаг. Подумайте об истинных мотивах просящего, на сколько он честен с вами. Может ли он самостоятельно справиться со своей проблемой, или же у него не хватает сил, возможностей, знаний и опыта, что бы справиться с ней. Проанализируйте негативные последствия, которые принесет вам вынужденное согласие.

2 Шаг. Произносите отказ четко и уверено, используя междометия «Я». Аргументируйте свой отказ. Если чувствуете, что оказаться сразу уверенно не получится, — потренируйтесь.

Для тренировки попросите кого-нибудь из близких или друзей «пристать» к вам с просьбой. Ваша задача, как можно более уверенно и аргументировано, отказываться от неё.

После двух – трех таких тренировок будете чувствовать себя более уверенно.

3 Шаг. Выслушайте возражения партнера и снова четко повторите свой отказ. Если отмазаться не получается, пообещайте выполнить просьбу, но предупредите, что сначала переделаете все свои текущие дела, и не спешите с обещанным, а делайте вид, что очень сильно заняты своими делами.

Вопрос: как это сделать, когда занижена самооценка и не хватает элементарной уверенности в себе? С этого как раз и надо начинать. Не сомневайтесь, внутри вас прячется уверенная в себе личность, осталось только дать ей свободу.

Да, именно уверенная личность, которую просто «заколдовали» всяческими «интересами общества», а самооценку просто искусственно занизили. Но не всё ещё потеряно.

Поднять самооценку возможно! Например, посмотреть обучающий видеофильм

Вот, пожалуй, и всё. На этом я прощаюсь с вами. До встречи на страницах блога!

Источник: http://positivlive.ru/page/polza-i-vred-altruizma

Альтруизм и эгоизм

Эгоизм и альтруизм рассматривались в философии разных веков и будут рассматриваться и в дальнейшем, так как эти два понятия оказывают непосредственное влияние на развитие общества.

Начиная с Аристотеля, философы пытались дать точное определение понятию «эгоизма» и найти грани любви к себе. В основе слова «эгоист» лежит латинское слово «эго», что в переводе означает «я».

Получается, что эгоист – это человек, в центре интересов которого стоит он сам. Однако дилемма альтруизма и эгоизма не такая простая, как может показаться на первый взгляд.

Даже в Библии говорится о том, что любовь к другим начинается с любви к себе: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Нелюбовь к себе мешает людям понимать других и чувствовать их боль. Любовь к себе тесно связана с самооценкой: высокая самооценка является следствием положительного отношения к себе, умения прощать себя и поддерживать.

Эгоизм и альтруизм в этике

Согласно этическому мировоззрению, эгоизм является полной противоположностью альтруизма. Многие ученые определяют эгоизм, как морально-этический принцип, в основе которого лежит ориентация на собственные потребности и желания и пренебрежение или игнорирование интересов других.

Получается, что беда эгоизма заключается не в любви к себе, а в пренебрежении другими людьми. Жизненно необходимо ценить себя и любить, но делать это необходимо не в ущерб другим и не за их счет.

В современном мире многие люди добиваются успеха и благосостояния за счет интересов других людей. Корысть, деньги и собственные цели становятся основным жизненным приоритетом. В такой атмосфере для альтруизма почти не остается места, он считается уделом слабых и незанятых людей.

Примеры из жизни относительно альтруизма и эгоизма показывают, что к поступкам, которые можно назвать альтруистическими, люди нередко прибегают тогда, когда начинают думать о собственной душе или же желают показать свою доброту.

Однако у истинногоальтруизма мотивация должна быть одна: помочь другому человеку, облегчить его участь, ничего не желая взамен.

Есть разница между тем, чтобы уступить место в трамвае для того, чтобы никто не подумал о тебе негативно, или чтобы облегчить хоть как-то жизнь престарелой бабушки.

Ситуация выбора между эгоизмом и альтруизмом возникает перед человеком постоянно: в семье, на улице, на работе. Сделать правильный выбор бывает не всегда просто. Поэтому периодически надо останавливать себя и переводить фокус своего внимания с собственных интересов на интересы окружающих людей.

Как правило, мы врем не потому что являемся патологическими лжецами, а в силу самых разных, часто, безобидных причин. Но не всем дано врать убедительно. Эта статья расскажет о том, как научиться врать так, чтобы самим верить в произносимое.
Как научиться правильно выражать свои мысли?

Умение правильно выражать свои мысли необходимо не только публичным людям или ораторам, но и всем без исключения, так как такое умение делает из любого приятного и интересного собеседника.

Как научиться манипулировать людьми?Манипулировать людьми — целое искусство, требующее определенных навыков, умений и знаний, если только речь идет не о природном умении на подсознательном уровне, которым наделены, например, дети и животные. О чем поговорить с девушкой по переписке?Современные высокоразвитые технологии расширили границы общения, однако не все умеют и знают, как общаться в сети и как заинтересовать понравившуюся девушки при переписке. Именно об этом и пойдет речь в нашей статье.

Источник: http://kak-bog.ru/altruizm-i-egoizm

Альтруизм и Эгоизм в этических теориях

Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей

2014-08-04

18.32 KB

42 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

реферат

Альтруизм и Эгоизм

в этических теориях

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье»
Адам Смит – философ, экономист, классик буржуазной политической экономии

Альтруи́зм (лат.

 Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.

Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. 

Теоретик жестких концепций «экономического человека» и «естественного порядка» Адам Смит считал, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Эта теория не раз подвергалась критике, однако спустя два с половиной века вновь заставляет нас задуматься над такими понятиями как эгоизм и альтруизм. Традиционно слово эгоизм имеет отрицательную окраску.

Альтруизм – наоборот. Считается, что действие, направленное на получение выгоды для других дело хорошее, а любое другое, направленное на получение собственной – плохое. Исходя из этих устоявшихся в обществе представлениях, можно сделать вывод, что забота о собственных интересах – это зло. Само желание жить – зло. Зло – сама человеческая жизнь.

Но что же тогда представляет собой альтруизм?

Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт . Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.

Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О.

Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.

Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л.

Харди, Марк ван Вугт,  Дэвид Миллер  и Дэвид Келли , которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

Согласно Джонатону Сеглоу,  альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.

Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком.

Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою  Согласно В. С.

Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами» .

Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».

Основные виды, формы и практики альтруизма

  •  Моральный и нормативный альтруизм

Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта.

Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек.

Читайте также:  Диагностика и лечение различных видов нейропатии

Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах.

В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

  •  Альтруизм из симпатии и сочувствия

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.

Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).

Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен.

Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учет произведённых усилий и их компенсацию.

Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.

Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации.

Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает.

Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.

Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).

Парето-альтруизм.

Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах.

Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит никому никакого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.

Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории.

Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом.

Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.

Источники:

  1.  http://krivobokov.com.ua/publikatsii/articles/73-altruizm-i-egoizm-dve-storony-odnoj-medali.html
  2.  https://ru.wikipedia.org

На самом деле эгоизм и альтруизм – две стороны одной медали. Эти понятия неразделимы. Они отнюдь не противоречат друг другу, а лишь дополняют друг друга. Нравственность лежит в их основе. Нравственные поступки приносят пользу и радость, как эгоисту, так и альтруисту. Жизнь человека – самый высокий ценностный стандарт! Все, что угрожает ей – зло.

Все что способствует – добро. Эгоист, заботясь о своей жизни, делает добро не меньшее, чем альтруист, заботясь о жизни ближнего.

Когда у альтруиста иссякают возможности безвозмездно делать добро, он превращается в эгоиста, и напротив эгоист, имеющий возможность помочь ближнему, движимый нравственной потребностью и личной выгодой превращается в альтруиста.

Человеческая жизнь – ценностный стандарт. Жизнь собственная – нравственное предназначение. Рациональный эгоизм, как и альтруизм, руководствуется разумом, предназначением, самооценкой. В их арсенале такие добродетели как рациональность, продуктивность, гордость. Людей, живущих не по принципу разума, а при помощи силы мы не называем эгоистами или альтруистами – это животные.

И альтруист, и рациональный эгоист живут по принципу справедливого обмена. Они хотят, чтобы их уважали и ценили не за их слабости и недостатки, а за их добродетели. Ценить – значит любить. Человек, который не ценит и не любит сам себя, неспособен ценить и любить ничего и никого другого.

Лишь на основе справедливого обмена люди смогут самореализоваться и жить вместе в свободном, мирном, благоприятном, рациональном обществе.

Иррациональное же общество – это общество трусов, паразитирующих за счет других, поправших моральные принципы, человеческие стандарты существования, ценности.

В сфере морали, как альтруиста, так и здорового эгоиста не может быть компромиссов. Альтруист не протянет руку помощи подлецу в какую бы беду тот не попал.

Эгоист, руководствуясь здравым инстинктом сохранения собственной репутации, также не станет иметь с ним дело. Они мыслят четкими категориями, без серых тонов, без скидки на нюансы. Черное – это черное.

Зло – это зло. Нет серого цвета. Нет смягчающих обстоятельств.

Концепция общества небезразличных людей, единственной общественной формации, что дает человечеству шанс на будущее, невозможна как без здорового эгоизма, так и без альтруизма. Мы говорим: «Судите! Но будьте также готовы быть судимыми».

Мы за установленные рациональные моральные ценности и против ухода от ответственности. Поэтому отказываясь кого-то осуждать, человек становиться соучастником преступления.

Мы хотим поднять планку моральных ценностей через стимуляцию социальной активности человека различными путями, в том числе и путем личной выгоды.

Беда нашего общества в том, что оно не приемлет ни рационального эгоистического подхода в социальных отношениях, ни, как ни странно, альтруистического.

Альтруисты воспринимаются у нас либо как сумасшедшие, либо, как люди, скрывающие за альтруистическими поступками иные цели. Прагматики-эгоисты – это жлобы, хапуги, кровососы. Ни те, ни другие не имеют поддержки в обществе.

И все потому, что общество на самом деле разучилось не только видеть в поступках других нечто положительное, но также и само стало неспособным к поступкам. Мы полностью сняли с себя ответственность за собственную жизнь, переложив эту функцию на государство.

Мы считаем, что все наши проблемы должно решать исключительно государство. Мы сами хотим жить, руководствуясь ни собственным эгоизмом, ни альтруизмом, а по велению свыше.

На самом деле государство должно быть не нашим властелином, а слугой. Слугой наших эгоистических и альтруистических побуждений. Только так мы можем стать свободными. Только так мы сможем созидать. Наша судьба находиться исключительно в наших руках.

Фридрих Энгельс – известный альтруист, классик научного коммунизма, человек который стоял у истоков экономики, противоположной буржуазной Адама Смита, основанной на справедливом распределении прибыли и благ, тем не менее, говорил: «Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом».

две стороны одной медали. Кто в нашем понимании Христос? Альтруист. Но в то же время, мы понимаем заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» так: сначала надо полюбить себя, то есть быть, в некотором роде, эгоистом. Противоречий оказывается, нет. Альтруизм не может существовать без эгоизма.

Для того, чтАльтруизм и эгоизм обы кому-то что-то дать это нужно создать. Мы живем в материальном мире и вино из воды делать не умеем. Для создания чего-то необходимы затраты, труд, и не только собственный. Поэтому альтруист – это просто вторая фаза эгоизма.

Альтруист появляется на свет из эгоиста, как бабочка из гусеницы.

навсегда!Заканчивая свое краткое рассуждение, хочу сказать: не стесняйтесь своего эгоизма, а также не бойтесь выглядеть смешным, совершая бескорыстные поступки. Главное не будьте равнодушными. Наше равнодушие – это начало конца нашего мира. Не допустим этого. Неравнодушные люди объединяйтесь! Украина

Владислав Кривобоков – депутат Луганского областного совета

Источник: http://refleader.ru/rnaotrpolotr.html

Альтруизм или эгоизм: что побеждает в человеке?

ФОТО Getty Images 

Ученые из Института нейронауки и поведения человека в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) провели два исследования, результаты которых говорят в пользу гипотезы о том, что склонность к альтруизму заложена в нас биологически, а не только культурно.

В первом исследовании участвовали 20 человек. Для начала они смотрели видео, в котором показывалось, как человеку причиняют боль – делают укол булавкой в руку.

После этого участникам демонстрировали фотографии лиц с различными эмоциями – радостью, грустью, злостью, и просили повторить. Активность мозга отслеживалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Исследователей интересовали две группы структур мозга: та, что отвечает за эмоциональные и болевые переживания, и вторая группа, связанная с самоконтролем и регуляцией поведения.

Во второй фазе эксперимента участникам выдавали небольшую сумму денег (10$) и предлагали разделить их между собой и незнакомцем, о котором был известен только возраст и уровень дохода. Эксперимент повторялся несколько раз (с разными незнакомцами), при этом участник мог оставлять всю сумму себе или разделить ее в любой пропорции.

Сопоставив действия участников в ходе второго эксперимента с данными об активности их мозга, полученными в ходе первого эксперимента, исследователи обнаружили, что участники, склонные к самоконтролю, проявили изрядную скупость – в среднем они оставляли незнакомцу 1-3 доллара из 10. А участники с наибольшей активностью областей мозга, связанных с эмоциональными и болевыми переживаниями, были щедрее: они могли поделиться и 75% суммы.

«Определенные области нашего мозга работают согласно золотому правилу нравственности – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Чем ярче наше сопереживание состоянию других, тем больше мы склонны относиться к ним так же, как к самим себе», – говорит автор исследования Леонардо Кристов-Мур (Leonardo Christov-Moore).

Во втором исследовании, проведенном той же группой ученых, участвовали 58 добровольцев. Они играли в аналогичную игру с распределением денег, но при этом экспериментаторы специально подавляли активность определенных областей их мозга.

Оказалось, что те участники, у которых подавлялась активность областей, отвечающих за самоконтроль, были в среднем на 50% щедрее.

Как считает Леонардо Кристов-Мур, эти результаты говорят в пользу гипотезы о том, что люди изначально склонны к альтруизму, поскольку если бы мы, напротив, были от природы законченными эгоистами, то подавление самоконтроля давало бы обратный результат – позволяя нам поступать максимально эгоистично.

Подробнее см. L. Christov-Moore, M. Iacoboni «Self-other resonance, its control and prosocial inclinations: Brain–behavior relationships», Human Brain Mapping, February 2016.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/altruizm-ili-egoizm-chto-pobejdaet-v-cheloveke/

Для себя и для других | Саморазвитие | Наша Психология

Представьте себе небольшой и уютный дачный поселок. Его обитатели – в основном пенсионеры, их отношения – постоянная взаимовыручка. Люди делятся друг с другом семенами, удобрениями, инвентарем. Бывали и серьезные случаи. Например, у кого-то из стариков сердце прихватило. Соседи среди ночи вызвонили из города своего внука на автомобиле, обошлось.

Как хорошо, когда вокруг нас живут отзывчивые добрые люди! А если нет?

Представьте, что в одном райском уголке живет некий N. С виду – такой же благообразный старик: рассуждает про пенсию, гордится клубникой.

Но вот, например, на собраниях он обвиняет членов правления в том, что они «все воруют», финансовым отчетам «не верит», а сам тайком мусор на чужие участки выкидывает.

По соседству с N жила пожилая пара. И у нее, и у него это поздний второй брак. Случайно познакомились, и пробежала между ними настоящая любовная искорка. Со стороны казалось, что оба помолодели сразу лет на двадцать. Она бывала на даче чаще, чем муж: он часто оставался на несколько суток в городе для лечения.

Читайте также:  Причины, симптомы и методы лечения шизотипического расстройства

И тут начались звонки «доброжелателя». Аноним рассказывал пожилому мужчине, что его любимая изменяет с соседом. Пенсионер поверил, стал приезжать на такси с неожиданными проверками. Разумеется, никакого любовника не заставал.

Но анонимные звонки продолжались, ревность становилась все сильнее, это привело к ряду безобразных ссор между стариками.

Доволен был только N – он даже пытался выступать в роли миротворца, но на деле лишь помогал разгораться конфликту. Взрослые дети стариков подключили полицию, и вскоре личность «доброжелателя» была установлена: им оказался N.

Звонки прекратились, но что-то сломалось в отношениях ранее благополучной пары. Не прошло и полугода, как мужа госпитализировали в психиатрическую клинику с диагнозом «бред ревности».

Из больницы он так и не вернулся – вслед за ухудшением психического состояния обострились телесные заболевания. Вскоре он умер, вдова в поселке не показывается, все постепенно зарастает бурьяном.

А что N? Продолжает жить и здравствовать, выбрасывает мусор на соседний участок.

Эта простая житейская история про обыденность зла.

Не про черта с копытами и рогами (мистическое зло); не про мировой заговор, террористов, экстремистов (политическое зло); не про нищету, неравенство и вандализм (социальное зло).

Но даже на бытовом уровне зло ужасает и шокирует, вызывая у любого разумного человека закономерный вопрос: «Почему он так поступил? Неужели не понимал, что совершает гадость?»

Альтруизм и эгоизм

Откуда берутся злые люди? Может быть, это психическая патология и их нужно лечить? Один из возможных ответов: зло – крайняя степень человеческого эгоизма.

Давайте договоримся, что эгоизм (и его противоположный полюс альтруизм) мы будем понимать не как этическую категорию, а как особенности поведения, имеющие глубокие биологические корни.

Это механизмы выживания человека: эгоизм – выживание отдельного представителя вида; альтруизм – совместное выживание вида.

Эгоист действует исключительно в своих интересах (игнорируя потребности других); альтруист – для удовлетворения интересов и потребностей других людей (жертвуя собственными интересами). Оба способа поведения в равной степени важны для выживания вида.

Что характерно, в любой человеческой общности и крайних альтруистов, и крайних эгоистов примерно одинаково – по 5–6 %. Казалось бы, быть «добрым» (ярко выраженным альтруистом) хорошо, а «злым» (крайним эгоистом) – плохо.

Но не все так просто! Жертвенность крайних альтруистов может быть бессмысленной и никому не нужной. Они могут превращать свою жизнь в бескорыстное и фанатичное служение высокой идее (группе, близкому человеку).

Это не одномоментный подвиг, а изматывающий жизненный марафон, который может привести к эмоциональному выгоранию и жесточайшему экзистенциальному кризису.

Для такого человека нет ничего страшнее, чем в один прекрасный момент осознать, что его самопожертвование никому не нужно, а высокая идея оказалась миражом. Не все так однозначно и с крайним эгоизмом…

Да, это качество коррелирует со многими нехорошими феноменами: нарциссизмом, социопатией, некрофилией (в том смысле, как понимал ее Эрих Фромм). Крайние эгоисты – это именно те люди, которые получают удовольствие от смерти соседа.

Причем это биологическая, инстинктивная реакция: одним конкурентом (за жизненное пространство, ресурсы, внимание со стороны окружающих) стало меньше! Они радуются чужим бедам и болезням, им нравится безнаказанно портить и уничтожать чужие вещи.

Просто они так самоутверждаются, доказывают себе, что сильны и жизнеспособны.

С точки зрения социальной психологии, альтруизм и эгоизм формируются в процессе воспитания и определяются не только семьей, но и влиянием культуры и образа жизни общества.

Сейчас в развитых странах сложился парадоксальный «гибрид» социального государства и общества массового потребления, поощряющий инфантилизацию. Это в свою очередь способствует взращиванию эгоизма и социальной разобщенности, стремлению жить для себя.

Популярная в последнее время теория «общества одиночек» (Э. Кляйненберг) – квинтэссенция подобной идеологии.

С психобиологической же точки зрения альтруизм и эгоизм имеют глубокие основы, коренящиеся в социальном инстинкте, фундаментальном механизме, который управляет поведением людей, обеспечивает их коллективное выживание. Альтруизм – это природный способ «отложенного вознаграждения», важнейший инструмент коллективной психологической защиты.

Он лежит в основе социальной кооперации и взаимопомощи, которая отличает эволюцию человеческого общества от отношений в животном мире. Если в мире животных главный механизм – выживание сильных, то в обществе людей – помощь слабым. В человеческом мозге природой заложена способность к сопереживанию, эмпатии, которая и противостоит, по выражению П. В.

Симонова, «зоологическому индивидуализму».

Противоречие социального и биологического в природе человека сказывается на соотношении альтруизма и эгоизма. Современное общество тормозит взросление индивида, приводя к поощрению эгоизма и подавлению альтруизма.

Ведь альтруизм как готовность и способность человека заботиться о других есть свойство зрелой личности. Тогда как эгоизм и эгоцентризм изначально свойственны ребенку раннего возраста.

Результатом же поощрения эгоизма и инфантильности в культуре становится психологическое неблагополучие общества в целом.

Марк САНДОМИРСКИЙ, кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра

Две стороны медали

Некоторые эволюционисты сравнивают деление на альтруистов и эгоистов с делением на мужчин и женщин. Два пола противоположны по сути, но для рождения новой жизни они могут объединяться. Альтруизм и эгоизм тоже могут конструктивно взаимодействовать ради выживания человечества. Продуктивный альтруизм (который не ведет к выгоранию) должен содержать в себе зерно здравого эгоизма.

Лучшая помощь другим – та, которая является частью нашей самореализации. Бескорыстно дарю добро, но при этом чувствую и осознаю, что развиваюсь и сам. Помогая другим – помогаю себе (а не разрушаю свою жизнь!).

Психогенетики считают, что на генетическом уровне эгоизмом сцеплены такие качества, как предприимчивость, целеустремленность и настойчивость, жадность, честолюбие и амбиции, бесстрашие, творческие способности и др.

Ничего не напоминает? Да это просто готовый портрет делового человека! Современная экономика построена усилиями высокоинтеллектуальных эгоистов, которые, воплощая в жизнь собственные интересы, попутно создавали блага (иногда бескорыстно) и для других людей.

Чужая боль

Главное отличие альтруистов от эгоистов коренится в эмоциональной сфере. Альтруисты от природы обладают более высокой эмоциональной чувствительностью.

Им легко «влезть в шкуру» другого человека, чужие страдания они переживают как свои собственные.

Но только эмоциональной идентификации недостаточно! Эмпатия – это способность не только сопереживать, но еще и понимать чужую эмоцию в контексте внутреннего мира другого человека.

Подлинные альтруисты-эмпаты не просто чувствуют чужую боль, но еще и довольно точно понимают, из-за чего эта боль возникла и почему переживается именно так.

И главное: альтруизм – это решения и поступки, бескорыстные действия в пользу другого человека. Для альтруиста эмпатия является достаточным аргументом для принятия решения.

Это «эмоциональный разум», который перевешивает сомнения и возражения со стороны нашего Эго.

Эмпатия настолько сильна, что превращается в мощную мотивацию, запускающую помогающее поведение. Оно может принимать самые разные формы. Например, иногда достаточно просто внимательно выслушать другого человека, позволить ему выплеснуть негативные эмоции, тем самым помочь ему справиться со стрессом.

Сегодня говорят и о «помогающих профессиях» (психологи, педагоги, социальные работники, врачи, консультанты и др.). Самое важное в этих сферах – не владение какими-то техниками или «методиками доброты» (это даже звучит как-то нелепо!). Главное – это уместность помощи, глубокое понимание контекста, в котором эта помощь оказывается.

Педагоги детских домов часто приводят в качестве негативного примера ситуацию, когда благотворители заваливают детей дорогими игрушками. В результате дети начинают воспринимать любовь и заботу только в виде «вещевой взятки».

Стремясь делать добро, важно не забывать включать голову, понимать долгосрочные последствия своих поступков.

Например, понимание того, что для воспитанников детских домов гораздо важнее общение, интересное совместное дело, обучение полезным навыкам.

Известно, что все наши свойства зависят как от генов, так и от окружающей среды. Более того, сиюминутные проявления того или иного качества (оптимизма, доброты, гуманности) могут варьироваться в зависимости от ситуации.

Психологам хорошо знаком прием «прайминг» («предшествование»), когда перед экспериментом участников ненавязчиво настраивают на определенный лад, заставляя подумать о чем-то эмоционально окрашенном, и это влияет на последующее поведение испытуемых.

Ведь известно, что мысли о чем-то и непосредственное переживание этого возбуждают одни и те же участки коры головного мозга.

Один из экспериментов, например, показал, что, если человека посадить в мягкое кресло, он становится мягче, уступчивее. Или, скажем, студентов просили оценить резюме вымышленного персонажа. При этом сделать это нужно было быстро и стоя.

Участникам вручались досье в разных папках: если папка была увесистой, соискатель характеризовался как человек весомый и надежный. Если папка была в совсем легком переплете, студенты решали, что претендент на должность – человек легковесный и даже легкомысленный.

А в том случае, если папка была приятной на ощупь, соискатель вдруг становился человеком добрым и мягким…

То, что мы видим и чувствуем в данный момент, активно влияет не только на наши суждения, но и на последующие действия. Так, например, один из экспериментов показал, что детей можно научить вести себя по-доброму при помощи кукол.

Маленьким детям, еще даже толком не научившимся говорить, ученые показывали разные сценки с игрушками: в одном случае куклы стояли лицом друг к другу и «дружили», а в другом случае отрешенно глядели в разные стороны, равнодушно бездействуя. А затем перед ребенком разыгрывалась такая сцена: экспериментатор входил с огромной стопкой книг и пытался положить их в шкаф. Но дверца была закрыта. И как «глупый дядя» ни пытался ее открыть, у него ничего не выходило.

В результате те детки, которым показывали кукол-подружек, спешили помочь нерадивому взрослому. А малыши, у которых куклы были не знакомы, никак не реагировали на происходящее.

Эксперимент показал, что вид дружелюбных кукол вызывал прилив крови к той части коры головного мозга, которая отвечает за дружбу и аффилиативные (доброжелательные) взаимоотношения. Наш мозг можно сознательно настраивать на добродушные социальные взаимодействия.

Александр МАРКОВ, палеонтолог, доктор биологических наук, специалист по теории эволюции и динамике биоразнообразия.

Учиться добру

Можно ли стать добрым? Это некорректно сформулированный вопрос. Эгоисты его не задают в принципе, а тот, кто его задает, – уже добр. Но может стать «еще добрее», освоив, к примеру, навыки помогающего поведения или принимая активное участие в каких-нибудь благотворительных проектах.

Доброта (и альтруизм) взрослого человека – это на 90 % результат самовоспитания. Можно ли воспитать ребенка-альтруиста? Можно, но важно не упустить время: критический возраст для развития нравственного сознания – с трех до пяти лет.

Ключ к развитию нравственного сознания – эмоциональное развитие ребенка.

Учите его понимать собственные и чужие эмоции; помогайте осознавать внутренние причины поступков; знакомьте с моральными нормами (объясняйте, «что такое хорошо, а что такое плохо»).

Можно ли сделать окружающих добрее? В принудительном порядке – нет! Но сегодня довольно много оптимистичных исследований о так называемом «подталкивании» (англ. nudge) – мягких способах социального и психологического влияния, стимулирующих людей к совершению добрых дел. Например, если альтруистические поступки широко освещаются в СМИ, у такой «пропаганды» обязательно найдутся последователи.

Традиционно (и в общественном сознании, и в научной литературе) принято говорить о позитивных аспектах работы врачей, учителей, работников сферы обслуживания, социальных служб.

Однако исследования привели к обнаружению своеобразной профессиональной деформации людей «помогающих профессий» – «стресса общения» и «эмоционального выгорания», включающего психическое истощение, деперсонализацию (собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими), негативное самовосприятие и т.

п. Альтруистичная и интенсивная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению. В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, проблемы со здоровьем и, как правило, семейные проблемы.

Но на основе знаний упомянутых механизмов специалистами-психологами целенаправленно разрабатываются меры профилактики и снятия психоэмоционального напряжения с целью улучшить переносимость стрессовых ситуаций, ослабить или устранить вызываемые ими нарушения.

Источник: https://www.psyh.ru/dlya-sebya-i-dlya-drugih/

Ссылка на основную публикацию